Самарская областная благотворительная организация Ассоциация "Социальная защита детей-инвалидов"
г.Самара
Стара-Загора, 138
тел: +7 (937) 201-96-66
тел: +7 (846) 959-07-88
7 ноября 2021

Музыкальные занятия в комплексе социальной реабилитации детей с нарушением слуха

Сложные социально-эпидемиологические условия в регионе, обусловленные эпидемией короновируса, заставили видоизменить многие запланированные мероприятия по реализации проекта «Искусство и спорт в социальной реабилитации проекта в основном с малыми группами участников, заставили выбирать наиболее эффективные новые формы социализации.

 

В социализации и слухоречевой реабилитации детей с нарушением слуха особо значимое место занимает музыка. Она как одна из наиболее действенных форм межличностного общения, играет важную роль в формировании эстетических норм общества. Поэтому внедрение в комплекс социализации детей с нарушением слуха новых форм музыкальных занятий компенсирует проведение массовых мероприятий проекта.                      

Давно доказано, что физический слух и музыкальный слух это разные функциональные процессы, которые довольно часто не коррелируются (не совпадают) у многих людей. Обследовав в 2013-2014 годах около 70 детей (возраст 9-10 лет) с нарушениями слуха различной степени выраженности (от 1 до 4 степени) на наличие у них музыкального слуха и вокальных данных, педагог-вокалист доцент «Самарской государственной академии культуры и искусств" Архандеева Д.В и врач–сурдолог Лукина А.А. выявили у большинства из них наличие музыкального слуха и неплохих вокальных данных. (опубликовано в мат. IX Международного Симпозиума „Современные проблемы физиологии и патологии слуха“ Суздаль,2013г). Но практически, мало кто занимается развитием музыкального слуха у слабослышащих, хотя среди них много талантливых ребят и даже музыкально одарённых.

Учитывая, что у многих детей с нарушениями слуха остается определенный слуховой резерв и, при качественном слухопротезировании и звукоусиливающей аппаратурой, его можно усилить и использовать для развития разговорной речи и музыкального слуха. Занятия по вокализации и интонированному звуковедению способствуют становлению благозвучной речи и одновременно приобщают ребёнка к музыкальному искусству. Богатство форм музыкального искусства представляет большие возможности для реабилитации и социализации детей с нарушением слуха. Введение в комплекс слухоречевой реабилитации игру на ударных инструментах позволило сурдопедагогу легче приучать детей к нужному ритму, темпу и четкому проговаривания слогов, слов и фраз. Эти занятия очень правятся детям. Систематичные занятия вокалом формируют у ребенка четкую дикцию, красивую речь. С помощью специальных упражнения во время распевания и подготовки к фонации дети отрабатывают произношение звуков, тренируют мышцы лица. Пение развивает у детей слуховую, зрительную память, чувство ритма, все мыслительные процессы. Ведь, когда ребенок разучивает песню, ему приходится запоминать мелодию, тренируется музыкальная память, педагог помогает прочувствовать текст песни, эмоциональный окрас мелодии.

Впервые, в комплекс  слухоречевой реабилитации мы вводим обучение детей игре на духовых инструментах. У многих детей с нарушением слуха почти всегда сохранна костная и вибрационная звукопроводимость, которые используются сурдопедагогами при развитии слухового восприятия и становлении разговорной речи. В процессе игры на духовых игровых инструментах у ребёнка используется костная и вибрационная звукопроводимость, при создании новых звукосочетаний задействуются непроизвольно артикуляторные мышцы. Отрабатывая определенные методики звуковосприятия и формирования звуковоспроизведения можно добиться красивой не только разговорной, но и вокальной речи. Сейчас с целевой группой проекта начали проводить занятия на блок-флейте. Обучение детей с нарушением слуха игре на духовых инструментах позволит выявит среди них талантливых музыкантов Людвиг Ван Бетховен, потеряв физический слух, при написании новых произведений пользовался не только музыкальной памятью, но восприятием посредством костной и вибрационной проводимости звучанием клавиш своего рояля. Верим, что среди детей, не зависимо от состояния здоровья, в процессе реализации проекта появятся талантливые музыканты.

Кроме того, занятия на духовых инструментах способствуют укреплению и оздоровлению дыхания. При игре создаётся сопротивление потоку выдыхаемого воздуха. Это хорошо помогает раскрыться структурным единицам лёгких – авеолам, развивает легочную ткань, увеличивает объём лёгких и улучшает газообмен. бронхите и других проблемах с дыханием.