Самарская областная благотворительная организация Ассоциация "Социальная защита детей-инвалидов"
г.Самара
Стара-Загора, 138
тел: +7 (937) 201-96-66
тел: +7 (846) 959-07-88
17 апреля 2022

Опыт работы со слабослышащими детьми в рамках обучения игре на блокфлейте

«Искусство и спорт в комплексной реабилитации детей с нарушением слуха»

Социальный проект, победитель конкурса фонда президентских грантов.

 

Преподаватель духовых
инструментов
Кобзарева Светлана Евгеньевна

В настоящее время, благодаря сложившейся политике в образовании и культуре, все больше внимания уделяется развитию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Создаются центры, клубы, дающие возможность услышать неслышимое, увидеть невидимое, почувствовать неощутимое. Природа нарушений здоровья не всегда объяснима, и помимо медикаментозных методов, мы можем добиться прогресса в развитии ребенка через искусство. В Самарской областной благотворительной общественной организацией Ассоциации «Социальная защита детей-инвалидов» основной акцент уделяется развитию детей с нарушениями слуха. Однако мы знаем, что дети страдающие этим недугом имеют проблемы с речью, а иногда и задержки психического развития.

Использование обучения детей игре на духовых инструментах не толь дает возможность детям приобщиться к прекрасному, но и способна скорректировать некоторые физические недостатки, такие как заболевания органов дыхания, проблемы с речью, особенности психики. Положительный результат достигается благодаря осознанному распределению дыхания, тренировке мышцы языка и стимуляции точек, расположенных на кончиках пальцев.

Цель обучения игре на блокфлейте в контексте работы со слабослышащими детьми – развитие речевых навыков. В связи с этим приоритетными задачами при организации работы в этом направлении считаю следующие
— освоение элементарной нотной грамоты
— развитие гибкости языка
— развитие дыхания
— воспитание сценической культуры

Освоение нотной грамоты. Для упрощения общения в ребятами считаю необходимым объяснение таких понятий, как расположение нот на нотоносце, длительность, знаки альтерации. В начале урока мы всегда проговариваем домажорный звукоряд. Кроме элементарного освоения порядка нот, это еще и проговаривание простых слогов, тренировка дикции и памяти. Освоение расположения нот на нотоносце мы тренируем на основе изучаемого произведения, ориентируясь на написанный ранее звукоряд. Некоторые ребята уже научились определять ноты без подсказок.

Развитие гибкости языка. Техника языка – одна из основных составляющих исполнительской техники духовика. Владение ей дает возможность обогатить штриховую культуру исполнителя. Для детей, страдающих нарушениями речи, работа над гибкостью язычка просто необходима. Поэтому на занятиях используются логопедические упражнения, развивающие мышцу языка. Данный комплекс включает в себя и произнесение слогов, основанных на твердых и мягких согласных (та-ка, да-га…). Данное упражнение производится с постепенным увеличением скорости произнесения слогов, тренируя быстроту язычка. В дальнейшем это поможет детям в освоении твердой, мягкой и вспомогательной атаки (начала звука). На первых занятиях ребята не проявляли интереса к этой части урока, некоторые просто отказывались делать то, что им говорят. Однако на сегодняшний момент мною наблюдается заметный рост в освоении элементов этой зарядки. Большинство обучающихся достаточно чисто произносят нужные слоги. Слабослышащие дети не всегда улавливают разницу между твердым и мягким звуком. Поэтому я использую карточки с написанными слогами. Также прошу их закрыть ушки, чтобы они проследили внутренние ощущения при произнесении мягких и твердых звуков.

Развитие дыхания. Исполнительское дыхание – основа крепкого, насыщенного звука. В методиках обучения игре на духовых инструментах подробно рассмотрены варианты вдоха и выдоха исполнителя. Музыкант работает над развитием дыхания на протяжении всей исполнительской деятельности. В рамках инклюзивного обучения, я стараюсь добиться следующих навыков
— вдох ртом в область живота
— выдох равномерный и долгий.

Самое сложное – научить детей дышать в живот, причем так, чтобы он надувался, а при выдохе – сдувался. Эта особенность зачастую непонятна и взрослому. Однако постепенно большинство учащихся научились этому навыку. Выдох при игре выдержанных звуков у многих достигает 10-15 секунд. Это очень хороший показатель для начинающих музыкантов. С медицинской точки зрения, положительный эффект дыхательных упражнений трудно переоценить. Это и избавление от застоев в органах дыхания, и дополнительное оснащение кислородом, массаж внутренних органов и регулировка психических процессов.

Воспитание сценической культуры. Самая интересная часть занятия – игра на инструменте. В процессе обучения используются простые в обращении блокфлейты. Звук на них производится легко, весят они мало, однако они позволяют осветить и отработать вопросы дыхания, работы языка, постановки корпуса и пальцев. Репертуар – самый простой: РНП «Андрей –Воробей», А. Березняк «Белка», РНП «Василек», «Как под горкой под горой» и т.д. Благодаря легкости освоения этих пьес, создается атмосфера ситуации успеха. Дети начинают чувствовать себя более уверенно, они понимают, что у них уже многое получается, появилось желание стать ведущим в группе, исчезло стеснение. Немаловажным является и публичное выступление. Именно после участия в концертах наблюдается всплеск интереса к дальнейшему освоению инструмента. Публичное выступление – это особая ответственность. Само участие является формой признания успеха ребенка. Поведение на сцене, умение справится с волнением, внешний вид дисциплинируют учащегося. Даже когда нет возможности выступить на концерте, всегда можно записать разобранное произведение на видео и отправить его в виде поздравления на праздник родителям. Похвала, полученная от родственников после просмотра видео, является дополнительным стимулом для дальнейшего развития. Кроме того, данная работа располагает родителей к руководителю занятий, что немаловажно.

В ходе занятий, мною были сделаны следующие наблюдения – учащиеся могут не сразу понять смысл сказанного, но свою игру они слышат хорошо. Они научились отличать красивую ноту от фальшивой, ориентируются в музыкальном фрагменте и понимают, где ошиблись. Это обусловлено тем, что игра на духовом инструменте затрагивает не только органы слуха, зрения и пальцев, но и внутренние. Конечно, работа с обучающимися, страдающими тугоухостью, расстройством дикции и задержкой психического развития очень сложна. На пути к самому маленькому успеху приходится преодолевать огромные сложности в общении. Но радостные глаза подопечных и возросший интерес к игре на инструменте сглаживают любые препятствия.