Самарская областная благотворительная организация Ассоциация "Социальная защита детей-инвалидов"
г.Самара
Стара-Загора, 138
тел: +7 (937) 201-96-66
тел: +7 (846) 959-07-88
25 марта 2022

Правильная и красивая речь- основа для успешной социализации.

«Искусство и спорт в комплексной реабилитации детей с нарушением слуха»

Социальный проект, победитель конкурса фонда президентских грантов.

 

Сурдопедагог
Логинова Ирина Владимировна

Исследования ведущих зарубежных и отечественных дефектологов свидетельствуют о том, что социальная адаптация детей с нарушением слуха и полноценное их включение в среду слышащих невозможны без наличия общепринятого универсального средства общения – устной речи. Как точно отметил немецкий сурдопедагог А. Лёве, «сурдопедагогика – это та общая необходимая помощь, предполагающая систему педагогических методов, с помощью которых дети с нарушенным слухом смогут участвовать в жизни своей семьи и общества. Цель этих методов – сделать глухих детей, а также детей с остаточным слухом способными к речевой коммуникации».

Одной из важнейших задач сурдопедагога в рамках работы по проекту «Искусство и спорт в социальной реабилитации детей с нарушением слуха» является коррекционная работа по формированию коммуникативно-речевых навыков и развития слухового восприятия у детей является коррекционной работа по формированию коммуникативно-речевых навыков и развития слухового восприятия у детей в возрасте 5-12 лет.

В начале коррекционно-развивающих занятия всем детям участникам проекта сурдопедагогом проекта проведена диагностика, направленная на обследование слуха, произношения и внятность речи для определения образовательного маршрута каждого ребёнка. Структура занятия состоит из формирования произношения и развития слухового восприятия с использованием верботонального метода.
С помощью аппарата «Верботон» решались задачи по расширению и обогащению словарного запаса ребенка, восприятии на слух подготовленного и неподготовленного речевого материала, усвоение ритмической структуры и интонации изучаемых слов и предложений, вызывание новых звуков. При работе над произносительной стороной устной речи (коррекции звуков), исходя из речевых возможностей каждого ребёнка, проводится постановка базовых звуков, а также автоматизацией и дифференциацией уже имеющихся звуков в речи.

Параллельно проводилась работа над речевым дыханием, над голосом, над словом и над фразой.

Без активного участия родителей детей с нарушение слуха в оказании сурдопедагогической помощи их детям, эффективных результатов сложно добиться. Поэтому с ними проводятся консультации и показ занятий, для закрепления в домашних условиях у детей полученных результатов.

В результате занятий, в условиях реализации проекта «Искусство и спорт в комплексной реабилитации детей с нарушением слуха», у детей отмечена положительная динамика развития в области развития слухового восприятия, увеличились объёмы воспринимаемой на слух информации, скорость передачи информации, пороги разборчивости речи. Также улучшились показатели устной речи, за счёт постановки звуков и автоматизации их в самостоятельной речи. Это способствует тому, чтобы ребенок с нарушением слуха не считал себя лишним, а стал полноценным членом детского коллектива.

Работа по проекту значительно повышает качественный уровень жизни детей и родителей, и способствует более эффективной интеграции ребёнка в слышащее общество. Это отличный повод для совершенствования и развития проекта в дальнейшем.