Правильная и красивая речь- основа для успешной социализации.
«Искусство и спорт в комплексной реабилитации детей с нарушением слуха»
Социальный проект, победитель конкурса фонда президентских грантов.
Сурдопедагог
Логинова Ирина Владимировна
Исследования ведущих зарубежных и отечественных дефектологов свидетельствуют о том, что социальная адаптация детей с нарушением слуха и полноценное их включение в среду слышащих невозможны без наличия общепринятого универсального средства общения – устной речи. Как точно отметил немецкий сурдопедагог А. Лёве, «сурдопедагогика – это та общая необходимая помощь, предполагающая систему педагогических методов, с помощью которых дети с нарушенным слухом смогут участвовать в жизни своей семьи и общества. Цель этих методов – сделать глухих детей, а также детей с остаточным слухом способными к речевой коммуникации».
Одной из важнейших задач сурдопедагога в рамках работы по проекту «Искусство и спорт в социальной реабилитации детей с нарушением слуха» является коррекционная работа по формированию коммуникативно-речевых навыков и развития слухового восприятия у детей является коррекционной работа по формированию коммуникативно-речевых навыков и развития слухового восприятия у детей в возрасте 5-12 лет.
В начале коррекционно-развивающих занятия всем детям участникам проекта сурдопедагогом проекта проведена диагностика, направленная на обследование слуха, произношения и внятность речи для определения образовательного маршрута каждого ребёнка. Структура занятия состоит из формирования произношения и развития слухового восприятия с использованием верботонального метода.
С помощью аппарата «Верботон» решались задачи по расширению и обогащению словарного запаса ребенка, восприятии на слух подготовленного и неподготовленного речевого материала, усвоение ритмической структуры и интонации изучаемых слов и предложений, вызывание новых звуков. При работе над произносительной стороной устной речи (коррекции звуков), исходя из речевых возможностей каждого ребёнка, проводится постановка базовых звуков, а также автоматизацией и дифференциацией уже имеющихся звуков в речи.
Параллельно проводилась работа над речевым дыханием, над голосом, над словом и над фразой.
Без активного участия родителей детей с нарушение слуха в оказании сурдопедагогической помощи их детям, эффективных результатов сложно добиться. Поэтому с ними проводятся консультации и показ занятий, для закрепления в домашних условиях у детей полученных результатов.
В результате занятий, в условиях реализации проекта «Искусство и спорт в комплексной реабилитации детей с нарушением слуха», у детей отмечена положительная динамика развития в области развития слухового восприятия, увеличились объёмы воспринимаемой на слух информации, скорость передачи информации, пороги разборчивости речи. Также улучшились показатели устной речи, за счёт постановки звуков и автоматизации их в самостоятельной речи. Это способствует тому, чтобы ребенок с нарушением слуха не считал себя лишним, а стал полноценным членом детского коллектива.
Работа по проекту значительно повышает качественный уровень жизни детей и родителей, и способствует более эффективной интеграции ребёнка в слышащее общество. Это отличный повод для совершенствования и развития проекта в дальнейшем.