Самарская областная благотворительная организация Ассоциация "Социальная защита детей-инвалидов"
г.Самара
Стара-Загора, 138
тел: +7 (937) 201-96-66
тел: +7 (846) 959-07-88

Проблемы трудовой занятости инвалидов

Роль воспитания, профессиональной и психологической подготовки к трудовой деятельности.

 

В процессе социальной реализации каждого человека проблема трудовая занятости и трудовой деятельности занимает   важное значение.

От этого зависит не только его материальное благополучие, но и развитие его личности, душевная комфортность и организация семейных отношений.

Для инвалидов решение этой проблемы усложняется не только наличием ограниченных возможностей    здоровья, но и плохой профессиональной и психологической готовностью к трудовой деятельности.

Поэтому им сложно конкурировать на рынке труда со здоровыми людьми, не только из-за дискриминации, особому отношению работодателей, но и по своим деловым качествам и нередко отношению к работе.

Создание доступной среды жизнедеятельности, организация специально оборудованных рабочих мест и условий для трудовой деятельности инвалидов — всё это очень необходимо.    
Но, и работодатель при приеме на работу, хочет иметь квалифицированного, дисциплинированного и   исполнительного работника, который   будет выполнять свои трудовые обязанности качественно, пусть медленнее, но качественно.

Здесь мы часто встречаемся с проблемой неготовности к трудовой деятельности самих инвалидов, особенно это относится к инвалидам с детства.

Анализ социального портрета большинства инвалидов детства показывает, что характерными    чертами   их личности являются: недостаточная активность, пассивность, беспомощность, чувство собственной «неполноценности», обособленность от окружающих, обидчивость, неадекватное восприятие отношения к себе окружающих

Это обусловлено существующей системой   их воспитания, обучения и социального обеспечения (специализированный детский сад, специализированная   школа, постоянная опека родителей). Всё готовое, никаких обязанностей, одни «права». 

В результате   у многих из них с малых лет формируется определенный комплекс взаимоотношений с обществом (иждивенчество) -  не я сам должен строить свою жизнь, а все должны заботиться обо мне. 

И, поэтому, довольно часто, их энергия, для реализации своих желаний, создания жизненного благополучия, направлена   не на трудовую   деятельность, а на «пробивание» для себя тех или   иных благ, субсидий или льгот. 

У многих из них эта пассивная жизненная позиция закрепляется при встрече со сложными жизненными ситуациями и трудностями   профессионального   образования и трудоустройства.  
Они не умеют и психологически не готовы активно действовать и разрешать сами свои проблемы.  А ждут и требуют помощи. 

Поэтому для решения проблем с трудоустройством инвалидов, нужно на государственном уровне решать и проблему гражданского воспитания инвалидов детства, психологической и профессиональной подготовки из к трудовой деятельности и вообще жизни в обществе с детства, т.е. воспитание у них активной жизненной позиции. 

Частично эту проблему может решить ранняя интеграция детей-инвалидов в среду здоровых сверстников.  И это не должна быть кампанейщина, как у нас обычно делается.  а индивидуальная интеграция с учетом возможностей ребенка, подростка или молодого человека.

Проблемой трудовой занятости инвалидов нужно   заниматься со школьного возраста.

Нередко, инвалид не имеет возможностей приобрести желаемую специальность и получить желаемое профессиональное образование, ещё и потому что в обществе    сложилось отношение к ним, не только как к   учащимся   с ограниченными возможностями здоровья, а как людям с ограниченными способностями к обучению и не способными   овладению целым рядом специальностей
В результате, у большинства из них часто ограничены возможности в выборе желаемого и доступного по состоянию их здоровья профессионального обучения.     

В системе общего образования (дети с ОВЗ) профессиональная ориентация, т.е.   выявление склонностей к определенной специальности и соотнесение её к возможностям здоровья   подростка или молодого человека, практически не проводиться.

Профессию выбирают родители и случай.  А нужна эта профессия молодому человеку или нет – это не учитывается. Отсюда часто и отношение молодого человека   к   работе, как к «каторге».
Такой работник работодателю не нужен. Работать он не хочет, требует к себе особого отношения и хорошей зарплаты, только за свое присутствие и в любой момент он может отказаться от работы – она ему неинтересна.

Поэтому нередко бывает — сколько его не трудоустраивай – он работать не будет. Есть пенсия, есть государственные институты социальной помощи, есть НКО, которые не бросят в беде. Многие, кто занимается трудоустройством инвалидов, с этой проблемой встречаются довольно часто.  

Поэтому, необходимо для решения проблем трудовой реализации молодого человека выявлять его личностные   возможности реализации    в определенной    профессии, и воспитывать ответственное отношения к труду, к трудовым взаимоотношениям ещё в подростковом возрасте.  Это одна из предпосылок к достойному трудоустройству.
Если инвалидность наступила в результате травмы или болезни, возникают как психологические, так и профессиональные проблемы с готовностью к трудовой деятельности. Они другого характера, но они часто решаемые.

Необходимо создать систему («институт») профессиональной психологической диагностики, который помогал бы молодёжи с ОВЗ в выборе профессии, и осуществлял психологическое сопровождение трудовой деятельности инвалидов.

Для полноценной трудовой реализации, кроме льгот при получении профессионального образования молодым инвалидам, нужно чтобы уже при обучении, решались проблемы с их трудоустройством путём прохождения производственной практики или временной работой (подмена, временно отсутствующего работник) у будущего работодателя.   
Конечно, государство обязано предоставить определенные льготы и для работодателя, так как он при   этом будет нести некоторые материальные потери.

При организации трудовой занятости (трудоустройство и трудовая деятельность) инвалидов большую проблему практически всегда создают их правовая безграмотность и неумение пользоваться как своими гражданскими правами, так и исполнять свои обязанности.

Большинство из них, практически не знакомо ни своими Конституционными правами и обязанностями, ни с трудовым и   гражданским законодательством и законодательством о защите прав инвалидов.

Эта    очень часто является   причиной неумения инвалидов пользоваться своими правами   и отстаивать их, возникновения сложностей   при трудоустройстве и разрешении     конфликтных ситуаций в отношениях, как с работодателями, так и другими участниками трудового процесса. Это   мешает карьерному росту   и, довольно нередко   проявляется в их завышенных требованиях к обществу. 

Без готовности человека к трудовой деятельности, его желания трудиться, уверенности в себе и в том, что свою жизнь он должен строить сам, а государство только обязано создать условия для его самореализации, проблему трудовой занятости и трудовой деятельности не решить.

Абрамова, Л.М