Самарская областная благотворительная организация Ассоциация "Социальная защита детей-инвалидов"
г.Самара
Стара-Загора, 138
тел: +7 (937) 201-96-66
тел: +7 (846) 959-07-88
15 апреля 2022

Развитие коммуникативных способностей детей с ограничением слуха с помощью обучения игре на блокфлейте

«Искусство и спорт в комплексной реабилитации детей с нарушением слуха»

Социальный проект, победитель конкурса фонда президентских грантов.

 

Кобзарева С.Е.
СОБОО Ассоциация «Социальная защита детей инвалидов»
МБУ ДО г.о. Самара «Детская музыкальная хоровая школа№1»

В статье рассматривается проблема развития речи у детей с ограничением слуха. Представлен пример работы со слабослышащими детьми в рамках обучения их игре на блокфлейте.

Ключевые слова. Дети с ограничениями слуха, обучение игре на блокфлейте, освоение нотной грамоты, развитие гибкости языка, развитие дыхания, воспитание сценической культуры.

Kobzareva S.E.
MBU DO Samara «Children’s Musical Choir School No. 1»
SOBOO Association «Social protection of children with disabilities»

The development of the communicative abilities of children with hearing disabilities through learning to play the recorder
The article deals with the problem of speech development in children with hearing loss. An example of working with hearing-impaired children as part of teaching them to play the recorder is presented.

Keywords. Children with hearing impairments, learning to play the recorder, mastering musical notation, developing language flexibility, developing breathing, raising stage culture.

Огромное значение в развитии речи является слуховое восприятие. Ребенок учится говорить, сравнивая услышанные звуки с тем, что он произносит, волей-неволей корректируя их. Если же слух развит плохо, то многие нюансы произношения не улавливаются. Ребенок не понимает разницы между твердыми и мягкими согласными, мышца языка не развивается в плане гибкости, в результате речь детей с ограничениями слуха изобилует гласными звуками. Все это создает серьезный барьер в общении. Видя, что их не понимают, дети начинают замыкаться и переходить на жестикулирование.

В настоящее время, благодаря сложившейся политике в образовании и культуре, все больше внимания уделяется развитию детей с ограниченными возможностями здоровья. Создаются центры, клубы, дающие возможность «услышать неслышимое, увидеть невидимое, почувствовать неощутимое». Природа нарушений здоровья не всегда объяснима, и помимо медикаментозных методов, мы можем добиться прогресса в развитии ребенка средствами искусства.

Теоретический анализ научной литературы позволяет выделить интерес ученых (А.Д. Андреева, И.В. Дубровина, Н.Я.Семаго, А.К.Фадина и др.) к применению средств культуры и искусства в инклюзивном образовании, социально-культурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья [1].Вопросы постановки исполнительского аппарата духовика раскрыты в работах В.Д.Иванова и И.Ф.Пушечникова [2;3].Интерес представляют коррекционные речевые игры, упражнения и сценки, представленные Н.А.Сорокиной[5].

Деятельность Самарской областной благотворительной общественной организации Ассоциации «Социальная защита детей-инвалидов» направлена на творческое развитие детей с ограничениями слуха, расстройством речи, отставанием развития. Проговаривание стихов, игра в театре, пение, игра на инструменте позволяет скорректировать некоторые физические недостатки, раскрыть способности учащегося и развить навыки коммуникации. Обучение игре на блокфлейте органично вписывается в данную систему.

Цель занятий на духовых инструментах детей с ограничениями по слуху сводится к развитию у них речевых навыков за счет постановки исполнительской техники языка и дыхания. Содержание обучения предполагает: освоение элементарной нотной грамоты; развитие гибкости языка; развитие дыхания; воспитание сценической культуры и т.д. Положительный результат достигается благодаря осознанному распределению детьми своего дыхания, тренировке мышцы языка и стимуляции точек, расположенных на кончиках пальцев.

Конкретизируем суть основных элементов содержания обучения.

Освоение нотной грамоты. Для повышения эффективности общения с детьми необходимо объяснение таких понятий, как: расположение нот на нотоносце, длительность, знаки альтерации. В начале урока всегда проговаривается звукоряд до мажора. Кроме элементарного освоения порядка нот предполагается проговаривание простых слогов, тренировка дикции и памяти. Освоение расположения нот на нотоносце тренируется на основе изучаемого произведения, ориентируясь на написанный ранее звукоряд. В процессе дети обучаются определять ноты без подсказок со стороны учителя.

Развитие гибкости языка. Техника языка – одна из основных составляющих исполнительской техники исполнителя на духовых инструментах. Владение ей дает возможность обогатить штриховую культуру исполнителя.

Для детей, страдающих нарушениями речи, работа над гибкостью язычка просто необходима, поэтому на занятиях используются логопедические упражнения, развивающие мышцу языка. Комплекс этих упражнений включает в себя произнесение слогов, основанных на твердых и мягких согласных (та-ка, да-га…). Данное упражнение производится с постепенным увеличением скорости произнесения слогов, тренируя быстроту язычка. В дальнейшем это помогает детям в освоении твердой, мягкой и вспомогательной атаки (начала звука). На первых занятиях дети не проявляли интереса к этой части урока, некоторые просто отказывались выполнять упражнение. Однако в процессе обучения наблюдается заметный рост в освоении элементов этого упражнения. Большинство детей достаточно чисто произносят нужные слоги. Поскольку дети с нарушением слуха не всегда улавливают разницу между твердым и мягким звуком, мы предлагаем карточки с написанными слогами или обращаемся с просьбой закрыть ушки, проследить внутренние свои ощущения при произнесении мягких и твердых звуков.

Более продвинутый способ – произнесение скороговорок:
От топота копыт
Пыль по полю летит.
На дворе — трава,
На траве —дрова.

При этом скорость произнесения скороговорок не имеет значения, важно корректное произнесение звуков.

Развитие дыхания. Исполнительское дыхание – основа крепкого, насыщенного звука. В методиках обучения игре на духовых инструментах подробно представлены варианты вдоха и выдоха исполнителя.[2;3] Музыкант работает над развитием дыхания на протяжении всей исполнительской деятельности. В рамках обучения детей игре на блокфлейте у детей формируются такие навыки, как вдох ртом в область живота; выдох равномерный и долгий.

Самое сложное – научить детей дышать в живот, причем так, чтобы он надувался, а при выдохе – сдувался. Эта особенность зачастую непонятна и взрослому человеку. Однако в процессе обучения большинство детей сформировали этот навык. Выдох при игре выдержанных звуков у многих детей в настоящее время достигает 10-15 секунд. Это очень хороший показатель для начинающих музыкантов. С медицинской точки зрения, положительный эффект дыхательных упражнений трудно переоценить: избавление от застоев в органах дыхания, дополнительное оснащение кислородом, массаж внутренних органов, регулировка психических процессов.
Тренировка протяжного выдоха тренируется с помощью пропевания слога «та». Данным упражнением не только контролируется равномерный долгий выдох, но и отрабатывается толчок языка на начале звука (атака).

Воспитание сценической культуры. Самая интересная часть занятия — это игра на инструменте. В процессе обучения используется простой в обращении инструмент — блокфлейта. Звук на ней производится легко, весит мало, вместе с тем позволяет осветить вопросы дыхания, работы языка, постановки корпуса и пальцев. Репертуар начального этапа обучения включает простые произведения, основанные на двух- трех нотах, такие как русские народные песни «Андрей – Воробей», «Василек», «У Кота», «Как под горкой под горой». Благодаря легкости освоения этих пьес, в учебной аудитории создается атмосфера ситуации успеха. Дети начинают чувствовать себя более уверенно, появляется желание стать ведущим в группе, исчезает стеснение.

Немаловажное значение имеет и публичное выступление. Именно после участия в концертах наблюдается всплеск интереса к дальнейшему освоению инструмента. Само участие в мероприятии является формой признания успеха ребенка. Поведение на сцене, умение справится с волнением, внешний вид дисциплинируют детей. Даже когда нет возможности выступить на концерте, всегда можно записать разобранное произведение на видео и отправить его в виде поздравления на праздник родителям. Похвала, полученная от родственников после просмотра видео, является дополнительным стимулом для дальнейшего развития. Кроме того, данная работа располагает родителей к руководителю занятий, что немаловажно.

Отметим наши наблюдения, сделанные в ходе занятий – в процессе обучения игре на блокфлейте, учащиеся активно развивают мышцу языка, что положительно отражается на дикции. Планомерная работа над дыханием помогает избавиться от физических и психологических зажимов. Вибрации, издаваемые при игре на духовом инструменте, затрагивают не только органы чувств, но и воздействуют на внутренние органы, развивая слуховые возможности учащегося, а публичные выступления формируют уверенность в себе и развивают коммуникативные способности.

Подчеркнем, что обучение игре на блокфлейте детей с ограничениями по слуху представляется сложным процессом. На пути к самому маленькому успеху приходится преодолевать огромные сложности в общении. Однако радостные глаза детей и возросший интерес к игре на инструменте сглаживают любые препятствия.

Список литературы:
1. Дубровина И., Андреева А. Психокоррекционная развивающая работа с детьми. – М.: Академия, 2003. –С.144.
2. Иванов В.Д. Основы индивидуальной техники саксофонистаМ.: Музыка, 1993. –С.55.
3. Пушечников И.Ф. Особенности дыхания при игре на гобое. Вопросы музыкальной педагогики: сборник научно-методических трудов.– М.: «Музыка», 1991. –С.60.
4. Семаго Н.Я., Фадина А.К. Инклюзивное образование. Выпуск 1.– М.: Центр «Школьная книга», 2010. –С.272.
5. Сорокина Н. Коррекционные речевые игры, упражнения и сценки.– М.: Институт общегуманитарных исследований, 2010.–С.256.